e17d72d5     

Гаков Вл - А Если Фантаст Откажется Творить



Пол ЛЕВИНСОН
А если фантаст откажется творить?
Материал подготовил Вл.ГАКОВ
Перу Левинсона, избранного в 1998 году вице-президентом Ассоциации
американских писателей-фантастов, кроме художественных произведений
принадлежат более сотни научных статей и четыре книги по истории, теории и
перспективам масс-медиа. Пол Левинсон является редактором научного
периодического издания, основателем и президентом компании "Connected
Education Inc.", занятой образованием и научной популяризацией в сети
Интернет. Ниже публикуются выдержки из его интервью, данного сетевому
интерактивному журналу "Infocu"ture" в октябре 1999 года.
Я убежден, что большинство так называемой читающей публики понимает
знаменитое высказывание канадского социолога Маршалла Маклюэна (1911 - 1980)
"The media is the message" - "средство сообщения само является сообщением"* -
абсолютно неправильно.
"А, - восклицают они, - так он полагает, будто совершенно неважно, что
именно показано на телеэкране, произнесено в телефонную трубку, услышано по
радио или прочитано в газетах! Важно, что это показано, произнесено, прочитано
или услышано с помощью средств массовой информации. Значит, по Маклюэну, форма
подачи важнее содержания?"
На самом деле канадский ученый, конечно же, имел в виду совсем иное. Он
никогда не отрицал важности содержания (контента) - того, что именно донесли
до вас масс-медиа... Однако Маклюэн первым обратил внимание на то, до какой
степени на нас влияет и определяет наше восприятие информации ее конкретная
технологическая "оболочка". Первое, на что мы обычно обращаем внимание (хотя
не всегда отдаем себе в этом отчет) - это источник информации. Вопрос, откуда
мы ее черпаем (газеты, телевидение), в значительной степени определяет, как мы
ее оцениваем. Наша интерпретация полученной информации уже задана тем
конкретным средством массовой коммуникации, с помощью которого она до нас
дошла.
Все, что хотел сказать Маклюэн: указанное воздействие протекает незаметно,
подспудно и оказывает огромное влияние на каждого индивида и все общество в
целом. В этом и только в этом смысле "средство сообщения" само несет в себе
некое тайное "сообщение", преуменьшать воздействие которого трудно и даже
небезопасно.
Канадский ученый впервые глубоко задумался над тем, каким образом это
потайное воздействие заставляет нас часами сидеть, уткнувшись в пресловутый
"ящик", вместо того, чтобы заняться любовью или выйти прогуляться на свежий
воздух? Каким образом оно так изменило лицо нашей цивилизации, что люди
предпочитают узнавать о новостях по радио, а не читать о них в газетах? И где
конец этой странной и во многом патологической "гонки от раздумий" - я имею в
виду новейшие средства коммуникаций: сетевое общение, клиповую культуру...
Все, что произвело настоящую революцию в 90-е годы (можно даже более точно
датировать ее 1995 годом, когда Интернет стал общедоступен), вся эта новая
реальность, когда вы можете подключить свой настольный компьютер к любому
другому компьютеру в мире и общаться, невзирая на расстояния, все это
заставило людей обратить внимание на факты, которые ранее они не замечали.
Отныне мы живем в мире быстрой, доступной и почти всеобъемлющей информации.
Мире, который диктует свои законы - неважно, с каким знаком вы их оцениваете.
Доведись Маклюэну дожить до наших дней, думаю, он был бы удовлетворен, как
всякий ученый, успевший дождаться блестящего подтверждения своих теоретических
выкладок. Разумеется, в 60 - 70-е годы Маклюэн в



Назад